Современная образовательная парадигма ставит в центре внимания не только процесс преподавания, когда ученику преподносится максимально возможное количество готового знания, но и процесс познания, ориентирующий его на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность.
Организация учебно-исследовательской работы, поисковой деятельности школьников – одно из приоритетных направлений научно-методической работы МКОУ СОШ № 6 г.о Нальчик. В сложившейся образовательной ситуации основной проблемой каждого члена педагогического коллектива школы является создание творческой среды, обеспечивающей поддержку и развитие способности учащихся. С этой целью разработана и осуществляется программа развития исследовательской деятельности для одаренных детей.
Анализ учебно-исследовательской работы в школе показывает, что такая образовательная технология имеет свои преимущества. Ее суть в том, что в рамках различных форм образовательной работы учащиеся выполняют исследовательские проекты в различных областях наук. В связи с этим в школе отработаны принципы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, сложился определенный годовой цикл, сформировался большой спектр специализаций естественнонаучного, гуманитарного, технического цикла.
Активная познавательная деятельность во внеклассных формах работы позволяет установить тесное взаимодействие со специалистами научных учреждений, преподавателями вузов. Исследовательская работа учащихся проводится как в самой школе, так и в лабораторных базах КБГУ, КБГАУ, институтом гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН, Республиканском дворце творчества детей и молодежи, Республиканском детском эколого-биологическом центре, Республиканском Центре научно-технического творчества учащихся.
В школе успешно действует научное объединение учащихся (НОУ) «Поиск». В НОУ вступают ученики, изъявившие желание заниматься исследовательской работой. На начальном этапе организации научного общества разработано Положение о научном обществе, устав НОУ. Все учащиеся, вошедшие в состав НОУ, имеют некоторый опыт исследовательской работы, являются активными участниками различных научно-практических конференций, конкурсов, предметных олимпиад.
Работа в НОУ идет по основным профильным направлениям. В каждом из профилей созданы свои секции, которые функционируют в течение всего учебного года. НОУ дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Участие членов общества в научно-практических конференциях зачастую мотивируют к успешности каждого ученика.
Стало хорошей традицией участие наших учеников в республиканских и Всероссийских конкурсах «Юность, Наука, Культура», «Моя малая Родина», «Чтения памяти В.И. Вернадского», «Моя законотворческая инициатива», в олимпиадах «Шаг в будущее», «Созвездие», в турнирах «Интеллект будущего» и др., где их работы отмечаются регулярно грамотами и дипломами.
Школа неоднократно являлась лидером в республике по количеству победителей и призеров во Всероссийских и республиканских научных конференциях, конкурсах.